Начальник батальона ДПС предупрежден о неполном служебном соответствии за использование автомобилей граждан для задержания подозреваемых, — об этом сообщила начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД ГУВД по Москве Марина Васильева.
Cотрудники, участвовавшие в эпизоде с использованием автомобилей обычных граждан в качестве преграды для преступников, скрывавшихся от погони, привлечены к дисциплинарной ответственности, сообщила она «Интерфаксу» во вторник. «Управление ГИБДД Москвы приносит извинения участникам дорожного движения. Кроме того, в ГУВД будет рассмотрен вопрос о возмещении ущерба автомобилистам», — сказала Васильева. Таким образом, к концу дня милицейское начальство отреагировало на новость, с утра во вторник «взорвавшую» рунет и нашедшую свое отражение даже в эфире федеральных телеканалов.
Марина Васильева рассказала, что 5 марта примерно в 05:30 на восточном участке МКАД неизвестные преступники совершили похитили из автомобиля Honda женскую сумку, после чего начали скрываться от преследовавших их сотрудников милиции на автомобиле Audi.
В ходе преследования злоумышленники двигались от Щелковского шоссе в сторону Ярославского шоссе.
В районе пересечения МКАД и Ярославского шоссе милиционер попытались перекрыть дорогу, чтобы остановить автомобиль со злоумышленниками. Однако в предпринятых ими действиях «усматривается отступление от действующих нормативных актов», рассказала Васильева. Никаких конкретных имен она не назвала.
Напомним, сотрудники ГИБДД использовали обычные машины, проезжающие по МКАД, в качестве живого щита для задержания преступников. Но автомобиль Audi с преступниками протаранил частные машины и с места происшествия скрылся. Владельцы же разбитых машин узнали, зачем им приказали перекрыть дорогу, только после этого. Сотрудники ГИБДД также объявили, что деньги за возмещение ущерба автомобилисты-камикадзе не получат. Пострадавшие от действий ГИБДД автомобилисты заявили, что обратятся в Генпрокуратуру.
В то же время первый заместитель начальника Управления ГИБДД ГУВД Москвы полковник Игорь Исаев заявил «Интерфаксу», что «будет сделано все необходимое в рамках российского законодательства, чтобы автомобилисты, машины которых были повреждены на МКАД, получили компенсацию». Но при этом полковник Исаев отрицает, что автомобилисты использовались в качестве живого щита.
По словам полковника Исаева, инспектором ГАИ на МКАД были предприняты попытки остановить автомашину с преступниками. «Никто никого не хотел выставлять в качестве живого щита, — подчеркнул полковник Исаев. — Просто нужно понимать, что одним взмахом руки на скоростной магистрали, которой является МКАД, тем более, в темное время суток, невозможно перекрыть движение».
Поэтому инспектор вначале перекрыл первый правый ряд, затем второй и так далее, отметил он. «Злоумышленник, увидев, что все движение останавливается, вначале притормозил, а потом, неожиданно нажав на газ, вырвался, повредив две автомашины», — сказал полковник Исаев.
Он «по оперативным соображениям» не стал отвечать на вопрос агентства, удалось ли, в конце концов, задержать преступника на автомашине или нет. СМИ сообщили ранее, что злоумышленники скрылись.
О вопиющем инциденте стало известно лишь благодаря интернету. Один из участников «живого щита» Станислав Сутягин опубликовал на Youtube свое видеообращение, в котором рассказал, что 5 марта около 6 часов утра он двигался по МКАД со стороны Щелковского шоссе в сторону Ярославского. Не доезжая Ярославского шоссе, он и другие автомобилисты были остановлены сотрудниками ГАИ, которые приказали им расположить свои машины на проезжей части в определенном порядке. «Через несколько минут, протаранив меня и стоящий рядом автомобиль «Волга», пронеслась автомашина Audi серебристого цвета, после чего инспекторы ГИБДД сели в свои машины и продолжили движение», — сказал водитель.
Вечером, когда заявления со стороны ГИБДД и ГУВД все-таки последовали, Сутягин сообщил, что узнал об этом от знакомых. Лично ему никто из милиции не звонил, хотя прежде он открыто распространил номер своего телефона, в том числе для поиска других очевидцев.
Напомним, сотрудники ГИБДД таким образом переняли опыт своих белорусских коллег. Но те понесли более серьезную ответственность за свое преступление. В июне 2008 года инспекторов ГАИ Октябрьского района Минска Геннадия Дорогокупца и Алексея Лихторовича суд приговорил к двум годам лишения свободы условно, с отсрочкой на три года и с лишением права занимать определенные должности в течение трех лет. Суд также постановил взыскать компенсации в пользу нескольких потерпевших.
2 марта 2008 года Дорогокупец и Лихторович, а также двое их коллег участвовали в задержании водителя Романа Ментюка, который в состоянии алкогольного опьянения ехал по трассе Минск-Микашевичи с превышением скорости.
Чтобы поймать нарушителя, милиционеры остановили несколько проезжавших мимо автомобилей, в которых находились люди, и потребовали оставаться в машинах на местах. В результате мчавшийся со скоростью 160 км/ч Volkswagen Golf Ментюка протаранил машины, оказавшиеся у него на пути. Несколько человек получили травмы. Самого Ментюка задержать так и не удалось.