Министр культуры Владимир Мединский в заключительный день Санкт-Петербургского культурного форума встретился в «Буквоеде» со своими читателями и почитателями.
В книжном магазине он предстал в качестве писателя-историка, потому о прошедшем форуме, как и о политических вопросах, он предпочитал не говорить, зато рассказал, что раз в неделю ходит в баню и зависим от компьютерных игр, о том, что «Анну Каренину» надо исключить из школьной программы, и о фильмах про «Рашку-говняшку», которые снимать на государственные деньги не будут.
В Петербурге накануне помпезно закрыли третий Санкт-Петербургский международный культурный форум. С новой сцены Мариинского театра первое лицо города Георгий Полтавченко и первое лицо российской культуры министр Владимир Мединский объявили об успешном завершении мероприятия. «Город получил десятки миллионов за эти три дня в качестве оплаты услуг, которые предоставил», – отметил губернатор. «И все же, если считать роль культуры в ВВП России, другие отрасли страны воспримут нас неправильно», – добавил Мединский. Закончив денежные подсчеты, чиновники разъехались кто куда. Министр выбрал направление книжного магазина на Невском проспекте.
На встрече с читателями автор книг по истории России и связям с общественностью сразу обозначил: ни слова про культурный форум и политику. Отказаться от этого полностью не удалось, однако начал министр все же с себя. «Как вернуть читателя?» – этот вопрос Мединский обдумывал, похоже, не раз, и даже некоторые средства испробовал на своей семье. «Отобрать смартфоны, насколько это возможно», – безапелляционно заявил он. По словам министра, он отключил у своих детей Интернет в телефонах, они, правда, устроили демарш и подключаются к Сети с помощью точек Wi-Fi. «Ладно бы они еще читали через компьютер, а они в игры играют», – возмутился отец семейства.
Впрочем, сам Мединский когда-то тоже был зависим, но не долго: «Несколько лет назад мне показали Doom, это было в 9 вечера, когда рассветало, я был уже на высшем уровне. Установил на домашнем компьютере, три дня играл, прошел все уровни и снес игру, правда, случайно вместе со всем программным обеспечением», – рассказал чиновник, добавив, что игры – его слабость, остановиться в игре он не может. По словам Мединского, миф – то, что таким образом развивается моторика пальцев, эта информация вброшена некоторыми компаниями-производителями техники.
«А книга заставляет тебя выдумывать образы… Надо заставить 2 часа не прикасаться к айфону, тогда сюжет засосет», – сформулировал, наконец, рецепт министр.
Однако, что касается детского чтива, то культурный чиновник не одобрил выбор своих коллег из Министерства образования. «Я все время говорю Ливанову (министру образования), но он физик по образованию, не понимает», – обиженно произнес ответственный за российскую культуру. По его мнению, ни «Преступление и наказание» Достоевского, ни «Анну Каренину» Толстого, ни «Что делать?» Чернышевского читать в школе не надо. «Читать Каренину мне было скучно в школе, а в прошлом году перечитал, стало интересно. Столько тонкостей взаимоотношений – Толстой был явно доктором психологических наук», – объяснил Мединский. Сам маленький Володя, по собственному утверждению, любил читать о приключениях. Вот и сейчас, заявил он, в школе надо оставить произведения такие, как у Пушкина и Лермонтова. «Хотя и у них есть менее удачные вещи», – оговорился чиновник.
Несмотря на такие рекомендации, министр уверен: от обозначения возрастных категорий на книгах и фильмах нужно уходить. Во-первых, потому, что таким образом прокатные компании бьются за кассовые сборы, а во-вторых, потому, что в самом законе множество абсурдных вещей. Например, согласно букве, взрослая литература должна лежать на расстоянии более чем 100 метров не просто от детских книг, но и от всех детских учреждений, а это осуществить практически нереально. В ближайшее время, пообещал министр, его ведомство внесет законодательные предложения на этот счет.
От литературы Мединский плавно перешел к кино, вопрос от читателей касался документальных фильмов. «Мы выдаем большое количество субсидий в этом направлении, – констатировал чиновник. – Однако меня удивляло, почему эти фильмы нигде не показывают. Оказалось, что это перерисовка старых фильмов, и они кладутся в архив, в лучшем случае – в Интернет на youtube». По словам министра культуры, раньше фильмам выдавался грант в 800 тысяч рублей, теперь ситуацию решили изменить: количество фильмов с госучастием уменьшить, а само финансирование – увеличить до нескольких миллионов. Например, сейчас ведутся переговоры с Леонидом Парфеновым о съемке фильмов о русских писателях (Константине Симонове, Александре Твардовском), на спецпроект готовы выделить большую сумму. Министр рассказал, что оппозиционный журналист интересовался, не входит ли в заказ восславление партии и Путина, однако получил ответ, что цель – заинтересовать читателя и сподвигнуть его взять в руки книгу. «Единственное, в чем я не вижу смысла – это снимать фильмы на деньги Министерства культуры, которые оплевывают выбранную власть, даже не критикуют. Это про тех, кто снимает кино по принципу «Рашка-говняшка». Зачем? Какой-то государственный мазохизм. Этого мы делать не будем, в остальном поддерживаем широкий спектр фильмов», – добавил Мединский.
О другом деятеле культуры с оппозиционными взглядами вспомнил министр и перечисляя любимых писателей. «Первая часть истории России Акунина – пещерный романизм, идеологический труд, а вторая – более государственническая. Глядишь, к пятому тому Акунин станет сторонником графа Уварова и империалистом», – с иронией отметил госслужащий. Среди его любимых книг также – «Шанторам» Грегори Дэвида Робертса и «Россия и Запад на качелях истории» Петра Романова. Как выяснилось, Конфуция министр культуры не читал и знает лишь в цитатах – об этом он сообщил, отвечая на утверждение о том, что каждый чиновник должен знать Конфуция.
Согласно рассказу Мединского, времени для написания новых книг у него сейчас нет, но время для чтения у него есть всегда. Например, раз в неделю министр ходит в баню. «Там все равно скучно, и у меня в парилке установлена лампочка, я читаю», – отметил он. При этом электронной книге Мединский предпочитает бумажную версию. «Электронные деньги, электронные сигареты, безалкогольное пиво…» – продолжил он для объяснения. «Электронные книги будут развиваться, ничего хорошего в этом нет. Но я надеюсь, что книжные магазины все же будут жить. Ведь интересно покупать, а не ткнуть в каталог – и тебе все доставили. Это как хороший супермаркет или ресторан – будущее есть, если расширять ассортимент и вводить дополнительные товары».
Состояние культуры в общем, по мнению Мединского, сейчас на хорошем уровне. Ведь столько проектов ежегодно выполняется (чего далеко ходить – реконструированный БДТ) и сколько еще будет: «Биржу Эрмитажу передали, вы думаете это подарок к 250-летию? А у городского правительства просто денег нет. В Бирже до сих пор нет газа – вот такой подарок, который надо миллиарда в два упаковать». Сказал Мединский и про зарплаты работникам культуры: «Когда я приходил, было в среднем 19 тысяч рублей, теперь 50 тысяч – наши зарплаты имеют самые высокие темпы роста», – отчеканил министр.
Проговорив почти полтора часа, министр предложил перейти к автограф-сессии, затем дождался сообщения от помощников и покинул магазин, поспешив на вокзал, на поезд в Москву из города, как он выразился в разговоре с читателями, у которого есть душа.
Фонтанка | http://www.fontanka.ru/2014/12/09/202/