Суд Октябрьского района в полном объеме отклонил исковые требования губернатора Леонида Полежаева к пенсионеру – правозащитнику Валентину Кузнецову, который, выступая на митинге, упрекнул областного главу в «развале промышленности, сельского хозяйства и экономическом геноциде населения Омской области», а также в том, что «областное имущество давно им приватизировано и роздано своим родственникам».

Как ранее сообщалось на сайте «Новой», истец требовал взыскать с Кузнецова за эти слова полмиллиона рублей — сумму в 80 раз превышающую месячный доход пенсионера.

Среди омичей нашлось много желающих выступить свидетелями на стороне последнего. Два дня зал судебного заседания был переполнен, в коридоре толпилась очередь граждан, готовых подтвердить сказанное Кузнецовым примерами из собственного жизненного опыта. Большинство – сельские жители, которые специально приехали в Омск поддержать правозащитника и высказать наболевшее. Рассказывали о том, как обстоят дела в их хозяйствах, где до правления Леонида Полежаева (а правит он регионам уже больше 20 лет) селянам хватало рабочих мест, отлажен был соцкультбыт, а теперь не осталось ни ферм, ни машинно-тракторных мастерских, закрыты школы, клубы, медпункты, тысячи семей в ходе реализации губернаторской программы газификации лишились центрального отопления, а газа к ним так и не подвели (только в одном пригородном селе,по свидетельству депутата сельского поселения Ирины Дроздовой трое пенсионеров скончались от холода).

По мнению свидетелей (суд заслушал 17 из них, хотя заявлено было намного больше), именно губернатор, как главное в области должностное лицо,несет ответственность за столь плачевную ситуацию в сельской местности. Тем более, что не во всех регионах Сибири она такова. Например, Александр Зенюк объехал все Омское Прииртышье, где «всюду попадаются на глаза заросшие бурьяном поля, скелеты животноводческих комплексов». B Тюменской области, по его словам, такого запустения нет.

О том же свидетельствует статистика. Согласно данным последней переписи, численность населения  в Омскойобласти с 2002 по 2010 годы уменьшилась на 101,7 тысячи человек (4,9%), тогда как в Тюменской, наоборот приросла – на 1,2 %., в Томской осталась без изменений, в Новосибирской уменьшилась на 1 %. Почему образовалась такая демографическая яма, в регионе, вверенном истцу, умом не понять – тем более, что россияне, которым не прижилось в граничащем с Омской областью Казахстане, возвращаются преимущественно в нее, и если исключить этот мигрантский поток, глубина ямы существенно увеличится.

Эксперты отмечают, что это – первое судебное поражение омского губернатора. Суд если и не признал его политику «экономическим геноцидом», то счел возможным и допустимым так ее характеризовать. Да и заявленные Л.К. Полежаевым исковые требования вполне вписываются в это определение – секретарь Омской гражданской коалиции Виктор Корб, выступавший в суде в качестве представителя ответчика, расценивает их, как попытку лишить пенсионера «права на жизнь».

Независимо от того, будет ли обжаловать решение райсуда сторона истца, процесс на этом не закончится: как сказал «Новой» В. Корб, «он станет только первым этапом гражданского суда над губернатором Полежаевым». Предложение о вынесении «общественного вердикта» его многолетней деятельности, выдвинутое ОГК, нашло в интернете много горячих сторонников.

Новая газета