В Самаре представители следствия фактически признали, что уголовное дело в отношении скончавшегося бывшего депутата горсовета, программиста Георгия Кутузова опиралось на показания «свидетелей», которых не было на месте инцидента. Тяжелые травмы 50-летнему программисту ОАО «Волгателеком» нанесла лошадь во время его задержания конным патрулем.

Экс-депутат умер в минувшую субботу на своей даче. По заключению судмедэксперта, смерть наступила от «субарахноидального кровоизлияния, связанного с травмами и отравлениями, последствиями неуточненных внешних причин». Накануне прошли похороны Георгия Кутузова, и в этот же день начальник Следственного отдела Промышленного района Следственного управления СКП при прокуратуре Самарской области Олег Трухман провел брифинг.

Сначала Трухман настаивал на версии следствия, что Кутузов был пьян и оскорблял сотрудниц милиции Лидию Котову и Татьяну Терехину. Однако затем под напором журналистов начал путаться и заявил, что у следствия нет возможности доказать, что Кутузов совершил преступление. Как пишет издание, брифинг закончился сенсационным признанием майора, что двое очевидцев — Наталья Богданова и Никита Михайлов — на самом деле на месте инцидента не присутствовали, а дали показания по просьбе сотрудницы милиции.

Напомним, что инцидент произошел 11 марта. По словам Георгия Кутузова, в этот день он возвращался домой. Неподалеку от дома его остановил конный патруль, состоящий из двух женщин и мужчины. Одна из всадниц предложила Кутузову пройти тест на алкоголь. Кутузов отказался, и тогда, по его словам, его пристегнули наручниками к стремени лошади. Как рассказывал программист, в какой-то момент лошадь испугалась и помчалась. Пристегнутого к седлу мужчину, по его словам, опрокинуло на спину, лошадь несколько раз ударила его копытами, а затем потащила за собой по земле. Программист был госпитализирован и провел в больнице около двух недель. Врачи установили, что у пострадавшего в нескольких местах был пробит череп, сломаны руки и начало слабеть зрение.

Следствие, в свою очередь, настаивало на том, что сотрудницы милиции обратили внимание на Кутузова, когда он начал оскорблять прогуливавшуюся неподалеку молодую пару — Богданову и Михайлова. По словам наездниц, они не приковывали программиста к лошади, а он сам якобы напал на конный патруль, свалив одну из женщин с лошади. По версии следователей, лошадь в этот момент испугалась и упала, поскользнувшись на льду. Животное повалило Кутузова, который зацепился за элемент седла и поволочился за лошадью, получив травмы, говорилось в сообщении Следственного управления СКП РФ.
В результате Следственный отдел Промышленного района СУ СКП при прокуратуре Самарской области возбудил уголовное дело по ч.1 ст. 318 (применение насилия, не опасного для жизни и здоровья, в отношении представителей власти) и ст. 319 УК РФ (публичное оскорбление представителя власти при исполнении им должностных обязанностей).

Трухман сначала заявил, что, кроме Богдановой и Михайлова, ситуацию от начала и до конца не видел никто. Они подтвердили, что Кутузов находился в пьяном виде. Потом майор отметил, что видит все составляющие для возбуждения дела по статье 286 о превышении служебных полномочий против сотрудниц милиции, но его смущает «один момент». У следствия нет возможности доказать, что Кутузов совершил преступление, а также то, в чем заключалось превышение полномочий со стороны патрульных, отметил Трухман.

В конце пресс-конференции майор заявил: «В рамках уголовного дела мы установили, что двое очевидцев со стороны милиции, которые ранее были опрошены, на самом деле не присутствовали. Их там не было. И показания они давали по просьбе сотрудницы милиции, которая пояснила, что в отношении меня было совершено преступление и для того, чтобы лицо подлежало заслуженной уголовной ответственности за содеянное, необходимо это подтвердить. И они, не сомневаясь в правдивости ее слов, дали объяснения».

По словам Трухмана, сейчас Богданова и Михайлов допрошены. Понесут ли наказание виновные в подтасовке показаний сотрудники правоохранительных и следственных органов, неизвестно. Адвокат Георгия Кутузова Андрей Соколов считает, что необходимо закрыть дело в отношении его подзащитного и возбудить его в отношении Котовой и Терехиной по ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий). Статья предусматривает до 10 лет тюрьмы. Как подчеркнул адвокат, лошадь в специальном приказе МВД о доставке задержанных конным патрулем признана источником повышенной опасности, и приковывать к ней людей запрещено.